SCHIAPARELLI. История бренда

ELSA SCHIAPARELLI – итальянский дизайнер одежды и бижутерии, покорившая мир яркими и экстраординарными идеями в прошлом веке. Эльза не боялась ничего необычного, сочетая в своем безумном творчестве сюрреализм, классицизм и капельку остроумия. Итальянка, считавшая, что женщина должна быть всегда броской и эффектной, заложила основы и принципы того, что в будущем назовут «прет-а-порте» (модели готовой одежды, производящиеся большими партиями в стандартных размерах).

Schiparelli родилась 10 сентября 1890 года в Риме в семье обедневших после Первой мировой войны аристократов. Воспитывалась девушка в традициях высшего света и поступила в швейцарский пансион при монастыре, где быстро обучалась по образовательной программе, однако была отчислена из пансиона за сборник стихов, пронизанный эротическими мотивами. После этого события ее отношения с родителями начали заметно ухудшаться, и окончательный разрыв с ними происходит в 1914 году, когда Эльза выходит замуж за лектора-теософа Уильяма де Вендта де Керлор. Будучи графом, он имел хорошую родословную, но не имел собственного состояния и моральных принципов. Граф тратил средства супруги, взваливал на нее проблемы и заботы собственных лекций и бегал за каждой юбкой до тех пор, пока не прокутил все деньги. В 1919 году они переезжают в Америку, где Уильям уходит из семьи, оставляя Эльзу с маленькой дочерью, болеющую детским цепным параличом ( в будущем Эльза потратила бешеные деньги на ее лечение, и в итоге врачи смогли поставить девочку на ноги и практически полностью ликвидировать последствия заболевания).

В 1922 году друзья помогли Schiparelli переехать в Париж, где она завязала знакомства с творческими и талантливыми людьми, среди которых были Пабло Пикассо, Андре Жид, Франсис Пикабия, Игорь Стравинский и Коко Шанель.

Как-то раз к ней заглянул знакомый из Америки, одетый в вязанный свитер, зацепивший внимание Эльзы. Как оказалось, такие свитера вязала армянская эмигрантка, живущая поблизости. Впоследствии эта женщина стала первым партнером начинающего дизайнера в мире моды. Объединив силы, они стали вместе разрабатывать модели одежды и продавать ее с неслыханным успехом. На заработанные деньги Эльза открыла небольшой магазин «Все для спорта», вскоре получив крупный заказ от фирмы «Strauss». После упорных трудов, связанных с заказом, Эльзу и ее подругу-армянку постигла немалая известность.

Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Эльза решила попробовать свои силы в вечерних нарядах, и создала длинное черное платье из крепа с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину. Платье имело огромный успех и стало эталоном элегантности. Так или иначе, впоследствии многие известные кутюрье повторяли ее модель.

В своих последующих коллекциях Скиапарелли часто использовала африканские узоры, и повергла всех в шок своими идеями с матросскими татуировками и серией моделей, посвященной авиации.

Эльза одна из первых стала заменять настоящие драгоценные камни демократичными кристаллами и эмалями. Порой она использовала непривычные и нетрадиционные материалы для создания своих украшений – фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик.

В 1932 Schiparelli , Дали и Кокто объединились и создали совместную коллекцию бижутерии. Сальвадор Дали спроектировал модель телефона-омара и серьги-телефоны; Жан Кокто создал серьги в виде всевидящего ока, производящие жуткое впечатление; Эльза Скиапарелли представила ожерелье и браслет, собранные из высушенных жуков.

Необычный взгляд на мир рождал на свет безумные и оригинальные вещи, такие, как броши «Фонарный столб» и «Факел». Они могли светиться благодаря вставленной в них крошечной батарейке. Также она создавала украшения по эскизам художника-сюрреалиста Кристиана Берара, самое известное из которых было сделано из натурального прозрачного пластика, на котором крепились реалистично сделанные насекомые, и создавалось впечатление, что они ползают по шее. А в сотрудничестве с Жаном Клеманом появились и невиданные пуговицы: пули, акробаты, балерины, скрепки, астрологические символы.

В 1934 году Schiparelli открыла бутик на Вандомской площади, – одном из любимых мест прогулок богатой публики, - где продает авторскую бижутерию. 30-е годы стали апогеем популярности Эльзы. Каждая новая коллекция вызывала сенсацию своими шокирующими и революционными моделями. Ее шляпки в виде телефона, туфельки, телескопа очаровывали своим безумством и экстравагантностью. Вскоре дом Скиапарелли начал выпускать перчатки с приклеенными золотыми ногтями, ожерелья с насекомыми, огромные пуговицы в виде клоунов, астрологических знаков, фруктов и овощей. На многие ее идеи повлияли Сальвадор Дали, Мэн Рэй, Жан Кокто, Хорст П. Хорст и многие другие. С некоторыми из этих людей она осталась в дружеских отношениях на протяжении долгих лет.

Эльза много работала со звездами кино и театра, а также имела многолетний контракт с Голливудом. Однако ближе всего с домом Скипарелли сошлась киноактриса Мэй Уэст. Однажды актриса прислала Эльзе свой гипсовый слепок в позе Венеры Милосской. Слепок вдохновил художницу Леонор Фини на создание флакончика для первых духов Скиапарелли «Shoking», посвященный Мэй Уэст. Последующие духи начинались исключительно на букву S. Мужской парфюм «Suff» имел форму курительной трубки, а идея флакона для «RoiSolei» принадлежала Дали.

В 1939 году началась Вторая мировая война, значительно сократившая производство дома Schiparelli. В 40-е годы фашисты оккупировали Париж, и Эльза эмигрировала в Америку, но не забросила свое дело и продолжила творить. После окончания войны она возвратилась во Францию, однако там уже взошли новые звезды – Коко Шанель и Кристиан Диор, и наряды Эльзы оказались вчерашним днем. Schiparelli решила уйти из мира моды. До конца своих дней она по очереди жила в своем парижском доме на Рю-де-Берри и усадьбе в Тунисе, окруженная людьми искусства.

Эльза Schiparelli скончалась в Париже в 1973 году, и была похоронена, как сама того и хотела, в шелковом платье, своего любимого розового цвета.

Одно из главных вкладов Schiparelli - то, что сейчас кажется обыденностью, а в то время считалось шоком и революционной идеей, является «молния» в одежде. Раньше «молния» использовалась исключительно в изготовлении сумок, но Эльзу не смущал подобный стереотип, и она была первой, кто осмелился использовать этот предмет в нестандартном исполнении. Помимо этого Эльза внесла в моду прошлого и нашего веков принты на одежде и цвет «фуксия», женские свитера и раздельные купальники.

Сейчас аксессуары дома Schiparelli также имеют высокую стоимость на рынке, а многие ее идеи, в прошлом невероятно дерзкие, до сих пор используются в повседневной жизни.