Кристиан Диор

Кристиан Диор (Christian Dior) – известнейший французский модельер, основатель модного дома Christian Dior.

«Роскошь – это простота», - говорил Диор, живя и работая с этими словами, вшивая их рукой истинного мастера в свои творения, которые не теряют актуальности и полвека спустя.

Christian Dior появился на свет 21 января 1905 года во Франции, в небольшом, пропитанном морским воздухом городке Гранвиль (регион Нижняя Нормандия). Кристиан был вторым, - из пяти детей, - ребенком в семье, отец его занимался торговлей химическими удобрениями, что и обеспечило ему приличное состояние, благодаря которому большая семья ни в чем не нуждалась. Мать с удовольствием тратила деньги на роскошные наряды, будоражащие сознание маленького Диора.

Несмотря на неприятные запахи удобрения и настойчивые уговоры матери пойти учиться на дипломата, душой будущего модельера овладело искусство. В юности у него пробудился талант к рисованию, он изучал живопись, и мечтал стать великим художником. Dior поступил в Свободную школу политических наук, но на этом вся его дипломатическая деятельность закончилась. Вместе со своим хорошим другом Жаном Бонжаком он проводил время в музеях, учился музыкальной композиции, и все это - вместо скучных занятий по международному праву и географии. В 1925 году будущий кутюрье все же окончил Свободную школу, а в 1928 вместе с Бонжаком открыл художественную галерею, где выставлялись работы   Андре Дерена, Анри Матисса,   Пабло Пикассо.

Но всему пришел конец в 1931 году. От рака умирает его мать, отец, финансировавший галерею, становится банкротом и предприятие приходится закрывать, а через некоторое время он заболевает туберкулезом. Друзья Диора советуют ему продавать свои рисунки, и Кристиан прислушивается к их словам. Dior продает эскизы одежды и шляпок в модный журнал Le Figaro Illustre. Вскоре происходит его знакомство с модельером Робертом Пиге. Однако и в этот раз судьба не оказывается благосклонной: Диора призывают в армию, где он служит на юге Франции.

По возвращению в Париж в 1941 году, Диор вновь окунается в мир творчества, несмотря на предыдущие провалы. Ему удается устроиться на работу в модельный дом Люсьена Лелонга (Lucien Lelong). Через год Кристиан создает парфюмерную линию, которая в недалеком будущем станет компанией Christian Dior Perfume. Первыми духами стали Miss Dior, Diorissimo, Diorama. Сам Диор говорил о своих парфюмерных изделиях: «Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи — необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины». На данный момент парфюмерия Christian Dior занимает 4-е место в мире по объему продаж. Дизайн каждого флакона выполняется в фирменном стиле, который ввел сам Диор: серые, розовые и белые цвета, медальоны времен Людовига XVI, атласные ленточки. Всего ароматов Dior существует более 90.

В 1946 Диора замечает текстильный фабрикант Марсель Буссак (Marcel Boussac), благодаря которому Кристиан открывает свой первый Дом моды. 12 февраля 1947 будет показана первая коллекция, получившая название new look» («новый взгляд/направление»). Dior, вдохновленный элегантным и роскошным образом матери, или же чувствующий, чего не хватает женщинам в послевоенные годы, создал модели, поразившие и очаровавшие сердца миллионов. «Романтическая линия» представляла собой покатые плечи, круглые бедра, тонкая талия, прилегающий лиф и пышные юбки, на создание которых требовалось около 40 метров ткани. Это было собственное представление Диора о женственности, которое произвело настоящую революцию в моде и в душах дам, привыкших к ограничениям в одежде и в жизни.

В 1940-м Диор вместе со своим партнером Жаком Руэ приняли первое лицензионное соглашение в модельном бизнесе, а через несколько лет фирменный знак Dior появляется во всех уголках мира. В том же году модельер работает над костюмами для театра и кино. Дебютным спектаклем с его образами становится «Школа злословия». Однако на этом его Дом моды не останавливается, и в костюмах Диора щеголяют герои фильмов «Кровать с колонками» Ролаиа Тюаля, «Любовные письма» Клода Отан-Лара, «Молчание золото» Рене Клера и многих других. Позже кутюрье творит для балетных постановок балетмейстера   Ролана Пети. Также он сотрудничает и работает для Марлен Дитрих,   Авы Гарднер, Оливии де Хевиленд, Клода Отан-Лара,  Альфреда Хичкок а, Эдит Пиаф.

В 1947 году Dior получает Оскар Высокой моды – высокий знак отличия за введение новшеств в область своей профессии. В 1950-м к модельеру приходит не только коммерческое, но и общественное признание – благодарный народ награждает кутюрье орденом Почетного Легиона.

К 1953 году Dior выпускает галстуки, корсеты, перчатки, сумки и драгоценности, и у него появляется новый партнер – обувщик Роже Вивье. Обувь становиться последним необходимым штрихом в образах Диора, и Кристиан становится признанным лидером в мире моды, за которым стоит целая империя роскоши.

Dior мог с первого взгляда разглядеть талант, и поэтому приглашал молодых дизайнеров в свой Дом моды, помогая им достигнуть высот в выбранной ими сфере деятельности. Так, Пьер Карден, Жан Луи Шеррер, Фредерик Касте, Ив Сен-Лоран учились у великого кутюрье и набирались опыта.

В 1955 году Christian Dior начинает сотрудничество с Даниэлем Сваровски и запускает линию бижутерии Bijoux с использованием горного хрусталя. Применение переливающихся камней Swarovski в изготовлении бижутерии было совершенно новым и неожиданным решением. Украшения являлись неотъемлемой частью образов новых коллекций, но позже изделия стали выпускать как отдельную линию. Особую слабость к бижутерии Диора питали актрисы Мэрилин Монро и Бэтти Дэвис.

Ювелирные украшения Dior пропитаны духом 40-х годов и совмещают в себе переплетение различных исторических стилей. В наши дни главным дизайнером изделий Модного дома является Виктория де Кастеллано (Victoire de Castellane). Бижутерия носит легкий, даже ребяческий характер, но она не так проста, какой кажется на первый взгляд. В военные и послевоенные годы ювелирные украшения из дорогих металлов и дорогих камней было крайне непрактично создавать и покупать. Тогда ювелиры решили схитрить, маскируя бижутерию под золото и драгоценные камни. Однако абсолютно новой была идея маскировать дорогие изделия из настоящих материалов под бижутерию. В середине прошлого века модницам пришлась по душе эта уловка, которую и по сей день использует Виктория де Кастеллан.

Особую любовь дизайнер испытывает к австрийским опалам. «Я помешана на австралийских опалах. Они выглядят искусственными, но совершенно натуральны. В одном камне все цвета; экономия, нет? И цвета такие прозрачные; очень странные, почти как радуга», - признается Виктория.

Кольца и серьги Dior словно показаны через призму детского воображения, где все окружающее еще слишком большое, странное, яркое и насыщенное. Украшения захватывают дух и заставляют поверить в сказочный мир, откуда их и привезли такие же большие и странные люди, как сами ювелирные изделия. Броские украшения и высокое качество натуральных камней и металлов – неотъемлемые черты Дома Dior.

Практически во всех изделиях центральное место занимает драгоценный или полудрагоценный камень, обрамленный витиеватыми металлами с большим количеством камней и хрусталя. В каждом украшении словно сосредоточена маленькая вселенная, немного наивная, но глубокая и непредсказуемая.

Victoire de Castellane, как и сам Christian Dior, находит свое вдохновение в природе, красивых зданиях и пышных садах. Это буйство красок, необъятная гамма цветов и оттенков окружающего мира передается в колье, серьгах, кольцах и браслетах Модного дома. Каждое изделие по-своему уникально, оно имеет свою историю и вселенную, переплетая в себе множество деталей из нашей собственной.

Сам Кристиан всю жизнь трудился, не покладая рук, и в будущем это отразилось на его здоровье. В 52 года он скончался от сердечного приступа в   Монтекатини-Терме   (Тоскана, Италия) 24 октября 1957 года. Сейчас в его фамильном доме расположен музей Christian Dior.

Dior мечтал возродить величие и роскошь, и ему это удалось. Он говорил: «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки». По характеру он был мягким и застенчивым человеком, мечтательным и вежливым. Одевался крайне скромно, несмотря на свои умопомрачительные платья, которые создавал. Он любил своих манекенщиц, заботился о своих сотрудниках, обеспечивал их комфортом, питанием, страхованием и каждому выбирал подарки на рождество. У него было много друзей, но чаще всего окружен был самыми близкими: Кристианом Бераром, Жаном Кокто, композиторами Франсисом Пуленк и Жоржем Орик, заведующей салоном Раймондой Цейнакер.

После Диора, руководство Модного дома переходит Ив Сен-Лорану (Yves Saint Laurent), который сумел сочетать свое творчество с традициями Диора. С 1961 года арт-директором становится Марк Боан (Marc Bohan), с 1989-го - Жанфранко Ферре (Gianfranco Ferre), и с 1997-го - Джон Галльяно (John Galliano). Каждый руководить бережно сохраняет традиции Дома Dior, взгляды на моду и женственность, страсть ко всему новому.